Возрастные особенности детей 3—4 лет
Три года — это возраст, который рассматривается как рубеж развития ребенка. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, и ребенок все больше начинает осознавать собственную «отдельность».
Основные потребности ребенка в этом возрасте:
Основной вид деятельности — игра.
В этом возрасте у ребенка:
1. Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему, зачастую наоборот. Такое поведение необходимо ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного и отдельного человека.
2. Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать, что предлагают родители, и делать что-то самому. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.
3. Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов.
4. Возникает потребность общаться не только с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через реакции, как взрослых, так и детей на его поступки.
5. Игра становится коллективной. Игра с предметами имеет сюжетное наполнение и становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует.
6. Дети в игре со сверстниками учатся осознавать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре.
7. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.
Рекомендации родителям:
1. С пониманием и терпением относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помнить, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности.
2. Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ребенку ее важно, чтобы с его мнением считались.
3. Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, выработать подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Ребенок может испытывать горе от утраты привычного ему мира.
4. Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.
5. Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать усталость. Важно не подавлять эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
6. Продолжать развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.
7. Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту, расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в отношениях. Больше разговаривайте с ребенком, обсуждайте с ним события дня, терпеливо отвечайте на его вопросы.
Психолог И.В. Пономаренко