Среда, 24.04.2024, 21:51
Приветствую Вас, Гость


О системе Монтессори


Одним из направлений деятельности дошкольной группы «Талана» являются свободные занятия по системе Монтессори.

Мария Монтессори (1870 – 1935) – первая женщина в Италии, ставшая доктором медицины, педагог, психолог и философ. Слава пришла к ней после двух лет работы с умственно отсталыми детьми. Сенсацией мирового масштаба стала победа её детей над нормальными в одном из интеллектуальных конкурсов. После этого, в течение 45 лет, Монтессори разрабатывала и совершенствовала свою систему развития нормальных детей в возрасте от 3 до 12 лет, путём непосредственной работы с детьми и наблюдениями за их свободной деятельностью. За заслуги на педагогическом поприще в Голландии ей поставлен памятник. Её профиль появился на итальянских денежных купюрах. Но главный памятник педагогу – это работающие по всему миру школы Монтессори. Большое распространение её система получила в Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Индии, Италии, Канаде, США, Франции, Швейцарии и Японии. В России первые Монтессори – детские сады возникли в 1910 – 1920 гг. В конце 20-х годов Совет народных комиссаров запретил использовать систему Монтессори, как чуждую идеологии коллективного воспитания.
С 1991 года происходит возрождение этого педагогического направления в России, и в настоящее время по всей стране действует несколько тысяч Монтессори–групп и ряд экспериментальных начальных школ.

ЧТО ЖЕ НОВОГО ОТКРЫЛА М.МОНТЕССОРИ?

Пожалуй, главными открытиями Монтессори, положенными в основу всей системы, можно назвать «впитывающее мышление ребёнка» и наличие «сензитивных периодов развития».

ВПИТЫВАЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ

Ребёнок впитывает образы окружающего мира, предоставляемые его органами чувств, бессознательно и неустанно (легко это увидеть на примере освоения родного языка со всеми его грамматическими конструкциями, особенностями произношения звуков и т.д.).
Мышление ребёнка Монтессори сравнивает с губкой, впитывающей воду. Точно так же, как губка впитывает любую воду – чистую или грязную, прозрачную, мутную или подкрашенную, - детский разум впитывает образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и «бесполезные» и т.д.  Особое значение в связи с этим приобретает предметная и социальная среда, окружающая ребёнка. Взрослый должен создать такую среду, в которой ребёнок смог бы найти всё необходимое и полезное для своего развития, получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления, «впитать» правильную речь, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами.
В процессе развития разум ребёнка постепенно трансформируется в разум взрослого. Становясь сознательным существом, «человеком разумным», ребёнок теряет уникальную способность мышления естественно и без усилий абсорбировать знания о внешнем мире.
СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ

Голландский биолог Хуго де Фриз открыл периоды повышенной чувствительности и восприимчивости у животных, а Монтессори удалось констатировать такие «сензитивные периоды» в развитии детей и сделать их полезными для целей воспитания и развития.
Сензитивные периоды – это периоды особой чувствительности, которая встречается в развитии, т.е. в детском возрасте живых существ. На эти основополагающие стадии развития взрослый не может повлиять извне. Но если у ребёнка не было возможности действовать в соответствии с потребностями своих периодов особой чувствительности, то он упустил удобный случай естественным образом приобрести определённую способность; и этот случай, к сожалению, упущен навсегда. Если попытаться развить некоторую способность ребёнка вне рамок сензитивного периода, то результат может быть достигнут с гораздо большими затратами труда или не достигнут вообще.
Не будучи в состоянии повлиять на начало возникновения и длительность сензитивного периода, взрослый должен знать об их существовании, наблюдать и замечать их проявления и использовать результаты наблюдений для оценки «актуального» уровня развития ребёнка и создания окружающей среды с конкретными средствами обучения, приводящими его в «зону ближайшего развития»
 (терминология Л.С.Выгодского).
Сензитивные периоды индивидуальны, т.к. время их возникновения, длительность и динамика протекания могут быть разными у конкретных детей. Но имеются примерные среднестатистические границы каждого периода.
К основным сензитивным периодам относятся:
  • период развития речи (устная речь, письмо, чтение) – 0 – 6 лет
  • период восприятия порядка (порядок в окружающей среде; порядок во времени; порядок в отношениях с людьми) – 0 – 3 (4) года
  • период сенсорного развития (развитие чувствительности; систематизация) – 0 – 5,5 лет
  • период восприятия маленьких предметов – 1,5 – 2,5 (3) года.
  • период развития движений и действий (связан с потребностью исследовать мир) – 1 – 4 года
  • период развития социальных навыков (спонтанный интерес к формам социального поведения; активное подражание)–
    2,5 – 6 лет
Как можно заметить, и впитывающим мышлением, и всеми сензитивными периодами обладают дети именно дошкольного возраста. Это ещё раз подчёркивает значимость раннего развития. У каждого ребёнка есть свой внутренний план развития, который взрослый должен уважать и  создавать условия для его реализации.

Суть метода Монтессори – это свободная работа детей в созданной педагогом предметно-пространственной среде.

Что значит свободная работа? Это значит, что у ребёнка есть свобода выбора:
  • материала (из полного комплекта Монтессори-материалов),
  • способа  работы с ним (в контексте базисного использования),
  • времени и продолжительности работы (в рамках занятия),
  • рабочего места (внутри класса на индивидуальном коврике или за столиком),
  • партнёра (ребёнка, взрослого, группы детей или одиночество).
Как видно из перечисленного выше, свобода всегда имеет ограничения.  «Река никогда не достигла бы моря, если бы её не сдерживали берега» (Р.Тагор)
Свобода по Монтессори  не означает вседозволенности, анархии, нарушения социальных норм. Свобода – это естественно развивающаяся внутренняя способность выбирать наилучшее для себя и для других. Свобода от собственной беспомощности как в действиях, так и в мыслях.


ЧТО ТАКОЕ ПОДГОТОВЛЕННАЯ СРЕДА И ЕСТЬ ЛИ ОНА В «ТАЛАНЕ»?

Подготовленная для развития ребёнка среда; включает в себя три составляющие:
  1. Разновозрастная группа детей (3 – 6 лет)
  2. Подготовленный учитель
  3. Развивающие дидактические материалы.
Разновозрастная группа детей – обязательное условие работы группы Монтессори, т.к. это помогает развиваться как младшим, так и старшим детям. Младшие видят перед собой живой пример, а старшие получают возможность заботиться о малышах и обучать их и нормам поведения, и способам работы с материалом. Давно известны две истины, которые срабатывают в разновозрастной группе. Во-первых, дети лучше понимают друг друга, чем взрослого человека, и, во-вторых, лучшим средством научиться самому является обучение других. В нашей школе такая группа действует уже много лет, и мы на практике убедились в её уникальных возможностях.
Второй составляющей подготовленной среды является педагог. На каждом занятии в нашей группе работает 1 педагог Монтессори, прошедший специальную подготовку и имеющий многолетний опыт работы по этой системе, и 1 педагог-ассистент. Педагогами-ассистентами выступают опытнейшие воспитатели группы.
Задачи педагогов:
  • создание развивающей среды и поддержание её в полном порядке,
  • сохранение рабочей атмосферы в классе во время занятия,
  • наблюдение за развитием ребёнка и определение его зоны актуального и ближайшего развития,
  • обучение через показ рационального действия с материалом, направленного на раскрытие свойств и отношений, в нём содержащихся,
  • охрана права ребёнка на саморазвитие, самопостроение своей личности.
Дидактические Монтессори-материалы – это ценнейший комплект детально разработанных и взаимосвязанных пособий, значимость которого, безусловно, признаётся даже оппонентами системы.
Характерными основными чертами Монтессори-материалов являются:
  • их эстетичность, привлекательность,
  • математическая точность,
  • изоляция сложности (выделяется один аспект для изучения, например, красные штанги предназначены для изучения длины, поэтому отличаются друг от друга только этим параметром, а цвет, толщина, форма – полностью совпадают),
  • автодидактичность (наличие возможности самостоятельного контроля ошибок),
  • целостность (все разделы связаны между собой),
  • доступность (располагаются так, чтобы ребёнок мог их брать самостоятельно),
  • структурированность (есть определённая последовательность расположения),
  • соблюдение принципов «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному» и «от хватания к пониманию».

Все Монтессори-материалы делятся на пять разделов:
  • упражнения в практической жизни (элементарные упражнения;  упражнения по уходу за собой, по уходу за окружающей средой; уроки вежливости и работа на линии (особые виды движений). В нашей школе уроки вежливости проводятся вне времени, отведённого на свободную работу, а работа на линии выносится на уроки ритмики, лечебной и базовой физкультуры.
  • сенсорика (развитие зрения (различение размеров, формы, цветов и их оттенков); развитие осязания, слуха, чувства тяжести, чувства тепла, обоняния, вкуса, стереогностического чувства)
  • математика (введение в мир чисел от 0 до 10; введение в десятичную систему счисления; знакомство с четырьмя основными арифметическими действиями; последовательный счёт до 1000)
  • язык (развитие мелкой моторики рук (работа с пипеткой, пинцетом, перебирание мелких предметов, забивание гвоздей, вышивка, штриховка и т. д.); развитие речи (расширение словарного запаса, классификации, вычленение отдельных звуков в словах); механическое письмо (работа с буквами из наждачной бумаги, письмо на манной крупе, письмо слов с помощью подвижного алфавита и т. д.); интуитивное чтение (узнавание слов), переходящее в осознанное.
  • космическое воспитание (формирование общей картины мира путём приобретения знаний по истории, географии, анатомии, биологии, химии, физике)

В рамках каждого раздела материалы упорядочены по степени сложности, и все вместе являются основной частью подготовленной среды.

Программа Монтессори определяет цели и задачи свободной работы и конкретные материалы для каждой возрастной группы (от 8 месяцев до 12 лет).
Оригинальная методика Монтессори содержит детальное описание алгоритма работы с каждым дидактическим материалом.
Педагогическая система Монтессори является глубоко и детально разработанной на всех уровнях: философском, психологическом, педагогическом и методическом.