Суббота, 04.05.2024, 08:33
Приветствую Вас, Гость


Советы психолога
О запретах, наказаниях и частицах «не»


На консультацию к детскому психологу обратился отец семилетнего мальчика. Основная жалоба была неумение сына поддерживать порядок в своей комнате, вовремя собирать портфель, убирать вещи в шкаф. Каждодневная битва за порядок приобрела грандиозный масштаб, и в ход пошел ремень, вечные замечания и нотации. А вечером, когда мальчик уже спал, отец испытывал чувство вины. Ведь он любил сына и покой в доме тоже был необходим, а еще он стал замечать, что сын как-то «уменьшался», «сжимался», и как будто бы только и ждал негатива в присутствии отца.

На вопрос психолога «А что такое порядок?» отец был крайне удивлен. Порядок – это когда все по местам и ничего не разбросано. А уж следующий вопрос и вовсе застал отца врасплох. Дело в том, что ему и в голову не приходило, что порядку ребенка нужно специально учить, четко объясняя и повторяя, какая вещь, где живет. А предписания и указания как должно быть не всегда играют решающую роль. Необходимо формировать у ребенка такие важные качества, как умение слышать и держать слово и личным примером показывать желаемое поведение. Если мы не знаем японского языка, то и обучить другого ему невозможно. А если я знаю, но не говорю, то вопрос очевиден «Зачем он мне нужен?». Еще важно помнить о позитивном подкреплении желаемого поведения. Ни одно живое существо не станет лучше работать, если его критиковать и ругать, а вот за дополнительную морковку или рыбу - пожалуйста. Так и ребенку важнее слова одобрения, чем критика и замечания.

Еще родителям необходимо знание «детских секретов». Дело в том, что ребенок не слышит частицу «не» (по правде говоря, и некоторые взрослые тоже). « Не делай», «не бери», «не лезь» быстрее слышится как «делай, бери, лезь». У ребенка не сформирована прогностическая функция деятельности, ему трудно связать причину и следствие, спланировать время. Система времяисчисления ребенка комфорт – дискомфорт. Это значит, что любимые мультфильмы он смотрит чуть- чуть, несмотря на то, что прошло уже два часа, а неприятные дела длятся, чуть ли не весь день, а объективно, всего-то двадцать минут. Нам взрослым это тоже хорошо знакомо. Когда мы влюблены, свидания проходят как пять минут, а скучать начинаем уже при расставании. Поэтому до определенного возраста родители берут на себя функцию «будильника», «режима дня», «инструкции по эксплуатации» и т.д. И чем понятнее, последовательнее и четче инструкция, тем легче ребенку быть хорошим. Еще один враг послушания - родительская непоследовательность. Сегодня настроение хорошее – «Да ладно - можно, не делай». А завтра решил воспитывать – нельзя, делай. Ребенок сбит с толку: почему вчера было можно, а сегодня нет. Вот и начинаются капризы, настаивания на своем, игнорирование. Поэтому, прежде чем ругать ребенка, необходимо проанализировать собственное поведение, а тогда уже и меры предпринимать. Помочь в этом могут всё те же детские психологи.

Счастливого родительствования!
Психолог И.В. Пономаренко