Суббота, 20.04.2024, 03:21
Приветствую Вас, Гость


Советы психолога
Поговорим о любви


Психологами доказано, что одна из базовых человеческих потребностей, необходимых для нормального развития, - это потребность в любви, принятии тебя близкими людьми, ощущение своей нужности другому. Если ребёнок не получает подтверждений в том, что его любят, появляются проблемы во взаимоотношениях, отклонения в поведении и даже нервно-психические заболевания. Это понятно, скажете вы, зачем нас уговаривать любить собственного ребёнка. Но как показывает практика и исследования учёных, дети не всегда чувствуют родительскую любовь. Оказывается, мало любить, нужно научиться показывать, демонстрировать эту любовь.

Если мы часто критикуем ребёнка, одёргиваем его, раздражаемся, кричим, обращаемся в основном строгим голосом в повелительном наклонении, ребёнок делает вывод: "Меня не любят". Конечно, у родителей есть свои причины такого поведения, и, главное, делается всё это в воспитательных целях. Но... ребёнок охотнее согласится с предъявляемыми требованиями, если его сердце будет наполнено уверенностью в безусловной родительской любви.

Что же такое безусловная любовь? Это умение любить ребёнка, не выдвигая никаких условий: "Если ты будешь...", "Если ты не прекратишь...". Любить не за что-то, а просто так, потому что он родился, что он существует со всеми своими достоинствами и недостатками. Мы можем радоваться и всячески поддерживать его достижения, мы можем расстраиваться и осуждать какие-то отрицательные действия ребёнка, но уверенность в безусловной любви должна сохраняться всегда и должна подпитываться снова и снова.

Каждый ребёнок по-разному чувствует любовь. Психологи выделяют пять основных способов, которыми люди могут выразить свою любовь:
  1. Прикосновение. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир вычислила, что для простого существования человеку необходимо 4 объятия в день, а для нормального развития и хорошего самочувствия - 8.
  2. Слова поощрения, поддержки, сообщение ребёнку о том, как он вам дорог, нужен, сколько радости и счастья вам приносит то, что он есть.
  3. Время. Совершенно не важно, что вы делаете вместе - устраиваете совместные выходы, читаете, смотрите фильм, играете в его любимые игры, занимаетесь домашними делами или просто болтаете - главное, ребёнок должен чувствовать, что в этот момент вы целиком принадлежите ему. Если в семье несколько детей, нужно найти отдельное время для каждого (например, 1 час в неделю).
  4. Подарки. Настоящий подарок дарится потому, что дарящий хочет выразить свою любовь. Если подарок преподносится за что-то, то это плата, а если этому ещё предшествовало соглашение: "Если..,то..." - это сделка. В подарок можно превратить любую купленную, найденную или сделанную своими руками вещь, главное - суметь преподнести её. Настоящий подарок приносит радость, а значит, дело не в цене и не в количестве.
  5. Помощь. Когда мы помогаем ребёнку в том, что без нас он сделать не сумеет, мы даём ему образец выполнения данной работы, действуем в зоне его ближайшего развития. Заботясь о ребёнке, помогая ему, мы даём пример безусловной любви, учим его помогать другим.
У каждого ребёнка есть свой приоритетный способ чувствовать нашу любовь. Определить его можно, наблюдая, что из перечисленного наиболее значимо для него. Но для полноты восприятия нужно пользоваться всеми пятью способами.

Домашние задания от профессора Московского Государственного Университета
Ю.Б.Гиппенрейтер (из книги "Общаться с ребёнком КАК?"):


Задание первое:
Посмотрите, насколько вам удаётся принимать вашего ребёнка. Для этого в течение нескольких дней постарайтесь подсчитать сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько - с отрицательными (упрёком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не всё благополучно.

Задание второе:
Обнимайте вашего ребёнка не менее четырёх раз в день (обычные утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считается)

Задание третье:
Представьте себе, что встретили лучшего друга. Как вы покажете, что он вам дорог и близок, что вы рады ему? А теперь представьте, что это ваш ребёнок: вот он приходит домой и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов.

В подготовке статьи использована следующая литература:
  1. Ю.Б.Гиппенрейтер. Общаться с ребёнком КАК?
  2. Г.Чепмен, Р.Кемпбелл. Пять путей к сердцу ребёнка
  3. Т.Мэлоу. Монтессори и ваш ребёнок
  4. К.Кволс. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказаний.
  5. Т.Маджи. Как воспитать счастливого, уверенного в себе ребёнка.