Поговорим о любви
Психологами доказано, что одна из базовых человеческих потребностей, необходимых для нормального развития, - это потребность в любви, принятии тебя близкими людьми, ощущение своей нужности другому. Если ребёнок не получает подтверждений в том, что его любят, появляются проблемы во взаимоотношениях, отклонения в поведении и даже нервно-психические заболевания. Это понятно, скажете вы, зачем нас уговаривать любить собственного ребёнка. Но как показывает практика и исследования учёных, дети не всегда чувствуют родительскую любовь. Оказывается, мало любить, нужно научиться показывать, демонстрировать эту любовь.
Если мы часто критикуем ребёнка, одёргиваем его, раздражаемся, кричим, обращаемся в основном строгим голосом в повелительном наклонении, ребёнок делает вывод: "Меня не любят". Конечно, у родителей есть свои причины такого поведения, и, главное, делается всё это в воспитательных целях. Но... ребёнок охотнее согласится с предъявляемыми требованиями, если его сердце будет наполнено уверенностью в безусловной родительской любви.
Что же такое безусловная любовь? Это умение любить ребёнка, не выдвигая никаких условий: "Если ты будешь...", "Если ты не прекратишь...". Любить не за что-то, а просто так, потому что он родился, что он существует со всеми своими достоинствами и недостатками. Мы можем радоваться и всячески поддерживать его достижения, мы можем расстраиваться и осуждать какие-то отрицательные действия ребёнка, но уверенность в безусловной любви должна сохраняться всегда и должна подпитываться снова и снова.
Каждый ребёнок по-разному чувствует любовь. Психологи выделяют пять основных способов, которыми люди могут выразить свою любовь:
- Прикосновение. Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир вычислила, что для простого существования человеку необходимо 4 объятия в день, а для нормального развития и хорошего самочувствия - 8.
- Слова поощрения, поддержки, сообщение ребёнку о том, как он вам дорог, нужен, сколько радости и счастья вам приносит то, что он есть.
- Время. Совершенно не важно, что вы делаете вместе - устраиваете совместные выходы, читаете, смотрите фильм, играете в его любимые игры, занимаетесь домашними делами или просто болтаете - главное, ребёнок должен чувствовать, что в этот момент вы целиком принадлежите ему. Если в семье несколько детей, нужно найти отдельное время для каждого (например, 1 час в неделю).
- Подарки. Настоящий подарок дарится потому, что дарящий хочет выразить свою любовь. Если подарок преподносится за что-то, то это плата, а если этому ещё предшествовало соглашение: "Если..,то..." - это сделка. В подарок можно превратить любую купленную, найденную или сделанную своими руками вещь, главное - суметь преподнести её. Настоящий подарок приносит радость, а значит, дело не в цене и не в количестве.
- Помощь. Когда мы помогаем ребёнку в том, что без нас он сделать не сумеет, мы даём ему образец выполнения данной работы, действуем в зоне его ближайшего развития. Заботясь о ребёнке, помогая ему, мы даём пример безусловной любви, учим его помогать другим.
Домашние задания от профессора Московского Государственного Университета
Ю.Б.Гиппенрейтер (из книги "Общаться с ребёнком КАК?"):
Ю.Б.Гиппенрейтер (из книги "Общаться с ребёнком КАК?"):
Задание первое:
Посмотрите, насколько вам удаётся принимать вашего ребёнка. Для этого в течение нескольких дней постарайтесь подсчитать сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько - с отрицательными (упрёком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не всё благополучно.
Задание второе:
Обнимайте вашего ребёнка не менее четырёх раз в день (обычные утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считается)
Задание третье:
Представьте себе, что встретили лучшего друга. Как вы покажете, что он вам дорог и близок, что вы рады ему? А теперь представьте, что это ваш ребёнок: вот он приходит домой и вы показываете, что рады его видеть. Представили? Теперь вам легче будет сделать это на самом деле, до всяких других слов и вопросов.
В подготовке статьи использована следующая литература:
- Ю.Б.Гиппенрейтер. Общаться с ребёнком КАК?
- Г.Чепмен, Р.Кемпбелл. Пять путей к сердцу ребёнка
- Т.Мэлоу. Монтессори и ваш ребёнок
- К.Кволс. Радость воспитания. Как воспитывать детей без наказаний.
- Т.Маджи. Как воспитать счастливого, уверенного в себе ребёнка.