Среда, 24.04.2024, 22:24
Приветствую Вас, Гость


Советы психолога
Немного о критике


Наверное, каждому родителю хочется вырастить уверенного в себе, в своих силах, в своих возможностях человека. Мы стараемся развить его способности, умения и, конечно же, любой из нас не поскупиться на похвалу, если у ребёнка очень хорошо получилось, например, построить башню из кубиков или нарисовать цветочек.

Но вот, ребёнок взялся мыть посуду. Стремление похвально, но сам процесс мытья очень неуклюж и, конечно, не приводит к идеальному результату. Из благих намерений нам хочется, вмешаться: "Держи лучше, ты же сейчас тарелку уронишь!" или: "Но мыть-то везде нужно, посмотри, сколько пятен жирных осталось! Давай, я сама помою!". Такие ситуации возникают очень часто, по любому поводу и мы, порой, даже не обращаем на них никакого внимания. А у ребёнка в головке каждый раз откладывается: "Я не могу. Я делаю не так. Не правильно".

Вообще реакция на критику у разных детей бывает разная. Одни грустнеют и теряются, другие обижаются, третьи просто бунтуют. Но все эти реакции показывают одно: детям плохо, когда их критикуют.

Но как же научить, если не указывать на ошибки? Ведь ребёнок может привыкнуть делать всё кое-как, увлекаясь процессом и совершенно не придавая никакого значения результату. Во-первых, давайте договоримся, что мы подразумеваем под результатом. Психологи выделяют как минимум 4 результата учения. Первый - это знание, которое он получит или умение, которое он освоит. Второй результат - это тренировка общей способности учиться. Третий - это эмоциональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах. И четвёртый результат учения - след на ваших взаимоотношениях с ребёнком, если вы принимали участие в занятии. Мы очень часто ориентируемся на первый результат, забывая о трёх остальных. А возможно ли учесть всё?

Великолепный способ работы над ошибками, допускаемыми детьми, придумала Мария Монтессори. В её системе учитель показывает ребёнку правильный вариант выполнения той или иной работы. Дальше ребёнок пробует выполнить эту работу самостоятельно.
Задача взрослого - оградить малыша от чьего-либо вмешательства в его деятельность, а после окончания, похвалить его, независимо от того, сколько ошибок было допущено и, сразу или в другой раз вновь продемонстрировать правильный вариант выполнения работы. Видя безошибочный вариант действия, ребёнок фиксирует его в своей головке и обязательно будет к нему стремиться, благодаря хорошо развитому чувству подражания.

Главное достижение такого метода - это безусловная уверенность ребёнка в своих силах, убеждённость, что он всё может сделать самостоятельно.

Итак, если ребёнок криво рисует буквы, неаккуратно раскрашивает картинку или ещё сильнее разбрасывает мусор, стараясь подмести его, найдите что-то реальное, за что можно похвалить малыша и покажите, как ещё это можно сделать.

Правило и домашнее задание от профессора Московского университета
Ю.Б. Гиппенрейтер (из книги "Общаться с ребёнком КАК?"):


Не вмешивайтесь в дело, которым замят ребенок, если он не просит помощи.
Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой всё в порядке! Ты, конечно, справишься!"


Задание первое:
Представьте себе круг дел (можно даже составить их список), с которыми ваш ребёнок в принципе может справиться самостоятельно, хотя и не всегда совершенно.

Задание второе:
Для начала выберете себе из этого круга несколько дел и постарайтесь ни разу не вмешаться в их выполнение. В конце одобрите старания ребёнка, несмотря на их результат.

Задание третье (вариант редакции):
Запомните какие ошибки допустил ребёнок и покажите ему правильный вариант выполнения этой работы