Среда, 24.04.2024, 02:58
Приветствую Вас, Гость


Советы психолога
Детские страхи


Автор статьи - психолог Ирина Владимировна Пономаренко

Детские страхи - это норма или отклонение в развитии ребёнка?
Причины возникновения страхов.
Какими своими действиями мы способствуем возникновению страха и его развитию.
Как определить степень тревожности своего ребёнка?
Что может помочь преодолеть страх у ребёнка?

Эмоцию страха люди переживают в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи так называемые возрастные страхи.

Впервые появление страха наблюдается у детей уже в младенческом возрасте. С двух до трёх лет расширяется репертуар детских страхов, но они, как правило, носят конкретный характер. В два года дети чаще всего боятся посещения врача. С трёхлетнего возраста число конкретных страхов уменьшается и на смену им приходят символические страхи, такие, как страх темноты и одиночества. В 6-7 лет ведущим становится страх своей смерти, а в 7-8 лет страх смерти родителей. С 7 до 11 лет ребёнок больше всего боится "быть не тем", сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам. Таким образом, наличие страхов у ребёнка является нормой развития, но если страхов очень много, или они длительные, то следует говорить о наличии тревожности в характере ребёнка.

Тревожности могут быть подвержены как девочки, так и мальчики, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки и т.д.), мальчиков - насилие во всех его аспектах.

Интересную закономерность выделяет ряд авторов, исследующих детские страхи: чем выше интеллект ребёнка, тем больше он испытывает страхов.

Зарождение страха происходит чаще всего вследствие неправильного воспитания и неразумного поведения взрослых.
  1. Типичными являются случаи, когда взрослые начинают приходить в отчаяние по малейшему поводу, грозящему, по их мнению, опасностью ребёнку. Такое поведение взрослых приводит ребёнка в состояние напряжённой тревоги и страха.
  2. Страх может быть внушён взрослыми и в тех случаях, когда ребёнок видит у них проявление страха. Если взрослые сами боятся грозы, темноты или мышей, дети начинают бояться этого же.
  3. Некоторые родители могут запугивать детей с целью добиться от них послушания ("Иди сюда, а то тётя заберёт", "Не будешь слушаться, милиционера позову")
  4. Завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребёнка (разложить всё аккуратно по полочкам, долго стоять на месте и молчать...) также приводят к тому, что ребёнок начинает испытывать страх не соответствовать желаниям окружающих.
Переживание страха иногда возникают и без воздействия взрослых. При встрече ребёнка с необычным, новым у него, кроме удивления и любопытства, может возникнуть острое тревожное состояние. В необычной, неопределённой ситуации ребёнка очень часто охватывает сильное волнение. Типичен в этом отношении страх темноты. Если ребёнок хоть раз испугался в темноте, то потом темнота сама по себе будет пугать ребёнка. Очень часто страхи становятся средством привлечения родительского внимания. Видя повышенный интерес, заботу и любовь к себе во время испуга, ребёнок бессознательно начинает использовать страхи в своих интересах: "Я боюсь и мама со мной".

Исследования специалистов показали, что родители тревожных детей сами бывают высокотревожными, но в большинстве случаев не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка.

Предлагаем вам небольшой тест, который позволит оценить степень тревожности ребёнка (с 5 лет):

Ответьте, пожалуйста, на предложенные утверждения о ребёнке.
  1. Не может долго работать, не уставая
  2. Ему трудно сосредоточится на чём-то
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство
  4. Во время выполнения заданий очень напряжён, скован
  5. Часто смущается
  6. Часто говорит о возможных неприятностях
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке
  8. Жалуется, что снятся страшные сны
  9. Руки обычно холодные и влажные
  10. Нередко бывает расстройство стула
  11. Сильно потеет, когда волнуется
  12. Не обладает хорошим аппетитом
  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом
  14. Пуглив, многое вызывает у него страх
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается
  16. Плохо переносит ожидание
  17. Не любит браться за новое дело
  18. Не уверен в себе, своих силах
  19. Боится сталкиваться с трудностями
Если на 15-19 вопросов вы ответили положительно -у ребёнка высокая тревожность Если положительных ответов 7-14- средняя, Если 1-6- низкая.
Если тест показал, что у ребёнка высокая степень тревожности, страхов много и они длительны, необходимо обратиться за помощью к специалисту - психологу.

Что может помочь преодолеть страх у ребёнка?
  • Контроль за своими действиями, словами, эмоциями, методами воспитания и работа с собственными страхами
  • Ограничение восприятия ребёнком негативной информации, мультяшных, киношных и литературных ужасов
  • Чтение и обсуждение различных историй про детей (ещё лучше о маме или папе в детстве), сильно испугавшихся чего-либо, а потом смеющихся над своим страхом
  • Спокойное объяснение границ между вымыслом и реальностью
  • Рисование и уничтожение нарисованного страха (сжечь, разорвать на мелкие кусочки)
  • Ролевые игры в смелых и трусливых героев
  • Активное слушание ребёнка, т.е. "возвращение" ему в беседе того, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство, (Например:
    -Ой, там что-то грохнуло!
    -Ты услышал и испугался.
    -А вдруг это на меня упадёт!
    -Ты переживаешь, что может стать больно. ...)
  • Выделение достаточного для ребёнка времени для общения
  • Демонстрация своей безусловной любви к нему
Из родительского опыта

"Иногда не остаётся одна в комнате. Мы стараемся успокоить её, говорим, что не бывает на свете никаких чудовищ и ведьм, что это только в сказках, и девочка спокойно остаётся одна и играет"

"В темноте оставляем свет неяркий. А от громких звуков он старается убежать или закрывает уши. Мы его стараемся подготовить к таким ситуациям"

"Пытаемся объяснить необоснованность либо перевести на игру и найти объяснения того, что боится ребёнок"

"Прибегает к нам на кровать и спит до утра. Если утром рассказывает о плохом сне, всегда выслушиваем, что его напугало"

"Берёт меня за руку и успокаивается, засыпает"

"Придумали своего героя - защитника - куклу Домовёнка, которую вешаем рядом с кроватью и перед сном гладим его по головке"