Детские страхи
Автор статьи - психолог Ирина Владимировна Пономаренко
Детские страхи - это норма или отклонение в развитии ребёнка?
Причины возникновения страхов.
Какими своими действиями мы способствуем возникновению страха и его развитию.
Как определить степень тревожности своего ребёнка?
Что может помочь преодолеть страх у ребёнка?
Причины возникновения страхов.
Какими своими действиями мы способствуем возникновению страха и его развитию.
Как определить степень тревожности своего ребёнка?
Что может помочь преодолеть страх у ребёнка?
Эмоцию страха люди переживают в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи так называемые возрастные страхи.
Впервые появление страха наблюдается у детей уже в младенческом возрасте. С двух до трёх лет расширяется репертуар детских страхов, но они, как правило, носят конкретный характер. В два года дети чаще всего боятся посещения врача. С трёхлетнего возраста число конкретных страхов уменьшается и на смену им приходят символические страхи, такие, как страх темноты и одиночества. В 6-7 лет ведущим становится страх своей смерти, а в 7-8 лет страх смерти родителей. С 7 до 11 лет ребёнок больше всего боится "быть не тем", сделать что-то не так, не соответствовать общепринятым требованиям и нормам. Таким образом, наличие страхов у ребёнка является нормой развития, но если страхов очень много, или они длительные, то следует говорить о наличии тревожности в характере ребёнка.
Тревожности могут быть подвержены как девочки, так и мальчики, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми (ссоры, разлуки и т.д.), мальчиков - насилие во всех его аспектах.
Интересную закономерность выделяет ряд авторов, исследующих детские страхи: чем выше интеллект ребёнка, тем больше он испытывает страхов.
Зарождение страха происходит чаще всего вследствие неправильного воспитания и неразумного поведения взрослых.
- Типичными являются случаи, когда взрослые начинают приходить в отчаяние по малейшему поводу, грозящему, по их мнению, опасностью ребёнку. Такое поведение взрослых приводит ребёнка в состояние напряжённой тревоги и страха.
- Страх может быть внушён взрослыми и в тех случаях, когда ребёнок видит у них проявление страха. Если взрослые сами боятся грозы, темноты или мышей, дети начинают бояться этого же.
- Некоторые родители могут запугивать детей с целью добиться от них послушания ("Иди сюда, а то тётя заберёт", "Не будешь слушаться, милиционера позову")
- Завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребёнка (разложить всё аккуратно по полочкам, долго стоять на месте и молчать...) также приводят к тому, что ребёнок начинает испытывать страх не соответствовать желаниям окружающих.
Исследования специалистов показали, что родители тревожных детей сами бывают высокотревожными, но в большинстве случаев не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка.
Предлагаем вам небольшой тест, который позволит оценить степень тревожности ребёнка (с 5 лет):
Ответьте, пожалуйста, на предложенные утверждения о ребёнке.
- Не может долго работать, не уставая
- Ему трудно сосредоточится на чём-то
- Любое задание вызывает излишнее беспокойство
- Во время выполнения заданий очень напряжён, скован
- Часто смущается
- Часто говорит о возможных неприятностях
- Как правило, краснеет в незнакомой обстановке
- Жалуется, что снятся страшные сны
- Руки обычно холодные и влажные
- Нередко бывает расстройство стула
- Сильно потеет, когда волнуется
- Не обладает хорошим аппетитом
- Спит беспокойно, засыпает с трудом
- Пуглив, многое вызывает у него страх
- Обычно беспокоен, легко расстраивается
- Плохо переносит ожидание
- Не любит браться за новое дело
- Не уверен в себе, своих силах
- Боится сталкиваться с трудностями
Если тест показал, что у ребёнка высокая степень тревожности, страхов много и они длительны, необходимо обратиться за помощью к специалисту - психологу.
Что может помочь преодолеть страх у ребёнка?
- Контроль за своими действиями, словами, эмоциями, методами воспитания и работа с собственными страхами
- Ограничение восприятия ребёнком негативной информации, мультяшных, киношных и литературных ужасов
- Чтение и обсуждение различных историй про детей (ещё лучше о маме или папе в детстве), сильно испугавшихся чего-либо, а потом смеющихся над своим страхом
- Спокойное объяснение границ между вымыслом и реальностью
- Рисование и уничтожение нарисованного страха (сжечь, разорвать на мелкие кусочки)
- Ролевые игры в смелых и трусливых героев
- Активное слушание ребёнка, т.е. "возвращение" ему в беседе того, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство, (Например:
-Ой, там что-то грохнуло!
-Ты услышал и испугался.
-А вдруг это на меня упадёт!
-Ты переживаешь, что может стать больно. ...) - Выделение достаточного для ребёнка времени для общения
- Демонстрация своей безусловной любви к нему
"Иногда не остаётся одна в комнате. Мы стараемся успокоить её, говорим, что не бывает на свете никаких чудовищ и ведьм, что это только в сказках, и девочка спокойно остаётся одна и играет"
"В темноте оставляем свет неяркий. А от громких звуков он старается убежать или закрывает уши. Мы его стараемся подготовить к таким ситуациям"
"Пытаемся объяснить необоснованность либо перевести на игру и найти объяснения того, что боится ребёнок"
"Прибегает к нам на кровать и спит до утра. Если утром рассказывает о плохом сне, всегда выслушиваем, что его напугало"
"Берёт меня за руку и успокаивается, засыпает"
"Придумали своего героя - защитника - куклу Домовёнка, которую вешаем рядом с кроватью и перед сном гладим его по головке"