О системе Монтессори
Одним из направлений деятельности дошкольной группы «Талана» являются свободные занятия по системе Монтессори.
Мария Монтессори (1870 – 1935) – первая женщина в Италии, ставшая доктором медицины, педагог, психолог и философ. Слава пришла к ней после двух лет работы с умственно отсталыми детьми. Сенсацией мирового масштаба стала победа её детей над нормальными в одном из интеллектуальных конкурсов. После этого, в течение 45 лет, Монтессори разрабатывала и совершенствовала свою систему развития нормальных детей в возрасте от 3 до 12 лет, путём непосредственной работы с детьми и наблюдениями за их свободной деятельностью. За заслуги на педагогическом поприще в Голландии ей поставлен памятник. Её профиль появился на итальянских денежных купюрах. Но главный памятник педагогу – это работающие по всему миру школы Монтессори. Большое распространение её система получила в Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Индии, Италии, Канаде, США, Франции, Швейцарии и Японии. В России первые Монтессори – детские сады возникли в 1910 – 1920 гг. В конце 20-х годов Совет народных комиссаров запретил использовать систему Монтессори, как чуждую идеологии коллективного воспитания.
С 1991 года происходит возрождение этого педагогического направления в России, и в настоящее время по всей стране действует несколько тысяч Монтессори–групп и ряд экспериментальных начальных школ.
ЧТО ЖЕ НОВОГО ОТКРЫЛА М.МОНТЕССОРИ?
Пожалуй, главными открытиями Монтессори, положенными в основу всей системы, можно назвать «впитывающее мышление ребёнка» и наличие «сензитивных периодов развития».ВПИТЫВАЮЩЕЕ МЫШЛЕНИЕ
Ребёнок впитывает образы окружающего мира, предоставляемые его органами чувств, бессознательно и неустанно (легко это увидеть на примере освоения родного языка со всеми его грамматическими конструкциями, особенностями произношения звуков и т.д.).Мышление ребёнка Монтессори сравнивает с губкой, впитывающей воду. Точно так же, как губка впитывает любую воду – чистую или грязную, прозрачную, мутную или подкрашенную, - детский разум впитывает образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и «бесполезные» и т.д. Особое значение в связи с этим приобретает предметная и социальная среда, окружающая ребёнка. Взрослый должен создать такую среду, в которой ребёнок смог бы найти всё необходимое и полезное для своего развития, получить богатые и разнообразные сенсорные впечатления, «впитать» правильную речь, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы позитивного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами.
В процессе развития разум ребёнка постепенно трансформируется в разум взрослого. Становясь сознательным существом, «человеком разумным», ребёнок теряет уникальную способность мышления естественно и без усилий абсорбировать знания о внешнем мире.
СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ
Голландский биолог Хуго де Фриз открыл периоды повышенной чувствительности и восприимчивости у животных, а Монтессори удалось констатировать такие «сензитивные периоды» в развитии детей и сделать их полезными для целей воспитания и развития.
Сензитивные периоды – это периоды особой чувствительности, которая встречается в развитии, т.е. в детском возрасте живых существ. На эти основополагающие стадии развития взрослый не может повлиять извне. Но если у ребёнка не было возможности действовать в соответствии с потребностями своих периодов особой чувствительности, то он упустил удобный случай естественным образом приобрести определённую способность; и этот случай, к сожалению, упущен навсегда. Если попытаться развить некоторую способность ребёнка вне рамок сензитивного периода, то результат может быть достигнут с гораздо большими затратами труда или не достигнут вообще.
Не будучи в состоянии повлиять на начало возникновения и длительность сензитивного периода, взрослый должен знать об их существовании, наблюдать и замечать их проявления и использовать результаты наблюдений для оценки «актуального» уровня развития ребёнка и создания окружающей среды с конкретными средствами обучения, приводящими его в «зону ближайшего развития»
(терминология Л.С.Выгодского).
Сензитивные периоды индивидуальны, т.к. время их возникновения, длительность и динамика протекания могут быть разными у конкретных детей. Но имеются примерные среднестатистические границы каждого периода.
К основным сензитивным периодам относятся:
- период развития речи (устная речь, письмо, чтение) – 0 – 6 лет
- период восприятия порядка (порядок в окружающей среде; порядок во времени; порядок в отношениях с людьми) – 0 – 3 (4) года
- период сенсорного развития (развитие чувствительности; систематизация) – 0 – 5,5 лет
- период восприятия маленьких предметов – 1,5 – 2,5 (3) года.
- период развития движений и действий (связан с потребностью исследовать мир) – 1 – 4 года
- период развития социальных навыков (спонтанный интерес к формам социального поведения; активное подражание)–
2,5 – 6 лет
Суть метода Монтессори – это свободная работа детей в созданной педагогом предметно-пространственной среде.
Что значит свободная работа? Это значит, что у ребёнка есть свобода выбора:
- материала (из полного комплекта Монтессори-материалов),
- способа работы с ним (в контексте базисного использования),
- времени и продолжительности работы (в рамках занятия),
- рабочего места (внутри класса на индивидуальном коврике или за столиком),
- партнёра (ребёнка, взрослого, группы детей или одиночество).
Свобода по Монтессори не означает вседозволенности, анархии, нарушения социальных норм. Свобода – это естественно развивающаяся внутренняя способность выбирать наилучшее для себя и для других. Свобода от собственной беспомощности как в действиях, так и в мыслях.
ЧТО ТАКОЕ ПОДГОТОВЛЕННАЯ СРЕДА И ЕСТЬ ЛИ ОНА В «ТАЛАНЕ»?
Подготовленная для развития ребёнка среда; включает в себя три составляющие:- Разновозрастная группа детей (3 – 6 лет)
- Подготовленный учитель
- Развивающие дидактические материалы.
Второй составляющей подготовленной среды является педагог. На каждом занятии в нашей группе работает 1 педагог Монтессори, прошедший специальную подготовку и имеющий многолетний опыт работы по этой системе, и 1 педагог-ассистент. Педагогами-ассистентами выступают опытнейшие воспитатели группы.
Задачи педагогов:
- создание развивающей среды и поддержание её в полном порядке,
- сохранение рабочей атмосферы в классе во время занятия,
- наблюдение за развитием ребёнка и определение его зоны актуального и ближайшего развития,
- обучение через показ рационального действия с материалом, направленного на раскрытие свойств и отношений, в нём содержащихся,
- охрана права ребёнка на саморазвитие, самопостроение своей личности.
Характерными основными чертами Монтессори-материалов являются:
- их эстетичность, привлекательность,
- математическая точность,
- изоляция сложности (выделяется один аспект для изучения, например, красные штанги предназначены для изучения длины, поэтому отличаются друг от друга только этим параметром, а цвет, толщина, форма – полностью совпадают),
- автодидактичность (наличие возможности самостоятельного контроля ошибок),
- целостность (все разделы связаны между собой),
- доступность (располагаются так, чтобы ребёнок мог их брать самостоятельно),
- структурированность (есть определённая последовательность расположения),
- соблюдение принципов «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному» и «от хватания к пониманию».
Все Монтессори-материалы делятся на пять разделов:
- упражнения в практической жизни (элементарные упражнения; упражнения по уходу за собой, по уходу за окружающей средой; уроки вежливости и работа на линии (особые виды движений). В нашей школе уроки вежливости проводятся вне времени, отведённого на свободную работу, а работа на линии выносится на уроки ритмики, лечебной и базовой физкультуры.
- сенсорика (развитие зрения (различение размеров, формы, цветов и их оттенков); развитие осязания, слуха, чувства тяжести, чувства тепла, обоняния, вкуса, стереогностического чувства)
- математика (введение в мир чисел от 0 до 10; введение в десятичную систему счисления; знакомство с четырьмя основными арифметическими действиями; последовательный счёт до 1000)
- язык (развитие мелкой моторики рук (работа с пипеткой, пинцетом, перебирание мелких предметов, забивание гвоздей, вышивка, штриховка и т. д.); развитие речи (расширение словарного запаса, классификации, вычленение отдельных звуков в словах); механическое письмо (работа с буквами из наждачной бумаги, письмо на манной крупе, письмо слов с помощью подвижного алфавита и т. д.); интуитивное чтение (узнавание слов), переходящее в осознанное.
- космическое воспитание (формирование общей картины мира путём приобретения знаний по истории, географии, анатомии, биологии, химии, физике)
В рамках каждого раздела материалы упорядочены по степени сложности, и все вместе являются основной частью подготовленной среды.
Программа Монтессори определяет цели и задачи свободной работы и конкретные материалы для каждой возрастной группы (от 8 месяцев до 12 лет).
Оригинальная методика Монтессори содержит детальное описание алгоритма работы с каждым дидактическим материалом.
Педагогическая система Монтессори является глубоко и детально разработанной на всех уровнях: философском, психологическом, педагогическом и методическом.